О средиземноморском пиратстве, дружбе народов и прочей толерантности...

Slavik123

Почетный Форумчанин
Регистрация
22.03.12
Сообщения
672
Реакции
697
Баллы
308
Эпиграф:

«На корабле плывут пассажирами 15 христиан и 15 турок. Они попадают в шторм, и капитан, чтобы спасти судно, приказывает бросить в море половину пассажиров. Их ставят в круг, и, считая с определенной точки, каждого 9-го швыряют за борт. Как расположить пассажиров, чтобы все христиане спаслись?»
Из французского учебника «Занимательные и приятные задачи с числами» (изд.1624г.)

Автор учебника не толерантен. Как будто люди разных конфессий не могли мирно соседствовать на одной палубе! И ведь как раз в начале 17в. появилось много таких примеров. Причем в довольно неожиданном месте - в Берберии, где весь уклад жизни держался на морском джихаде и захвате христианских рабов.

Всплеск толерантности был связан с окончанием испанских войн. Мир - дело хорошее, но английские «морские псы» и голландские приватиры остались без работы. Многие осели в Северной Африке и начали бомбить все христианские суда подряд, патриотическая риторика им больше не требовалась. Самым известным стал Джон Уорд (John Ward), создавший в Тунисе целую парусную флотилию.
На его судах мусульмане и христиане отлично уживались. Англичане занимали командные посты, работали с парусами и пушками, берберы им помогали по мере сил. Янычары из тунисского корпуса были ударной силой для абордажа. Корабли и навыки христиан приносили такую прибыль, что чистотой джихада вполне можно было и поступиться.

Терпеть воинам Аллаха приходилось немало. Французский дипломат писал в 1606: «большие барыши, которые приносят в страну англичане, их расточительство и дебоши, где они спускают все деньги, заслужили им любовь янычаров. ...Они разгуливают со шпагами на боку, бегают пьяными по городу, спят с женами мавров... любой вид разврата и порока им разрешен.» Их бывший пленник Э.Баркер в 1609 подтверждал, что люди Уорда ведут себя «как дикие звери... их поведение на берегу еще отвратительнее, чем их преступления на море.» Вряд ли все жители Туниса такому радовались, но корсарский бизнес был слишком важен для страны.

И дело не только в деньгах. Традиционными кораблями африканских корсаров были галеры, галиоты и т.п. Баркер писал: «Без помощи англичан они никогда не смогли бы водить большие парусные суда, по своему невежеству в навигации. Но теперь, к несчастью, я могу свидетельствовать, что Уорд и другие, бывшие их командирами, научили их управляться с парусами и вести морской бой.» С этого времени многопушечные парусники занимают прочное место в арсенале берберов.

Конечно, переход в мусульманство улучшил бы отношения с местными. Но статус иноверцев давал англичанам простор для маневра. Всегда был шанс, накопив денег, получить помилование и вернуться в Англию (это и сам Уорд пытался сделать). Если бой проигран, можно заявить, что злые турки силой заставили им помогать, попытаться сойти за рабов. А если выигран, то сыграть в "good cop, bad cop".

Как это делалось, показывает отчет торгового агента (фактора) английского судна «Чарити», шедшего с грузом зерна в Малагу. Уже недалеко от цели их настигли 3 корабля Уорда и приказали спустить паруса. На палубах стояли янычары, демонстративно потрясая оружием. Но все капитаны и моряки были англичанами, и люди с «Чарити» увидели среди них много знакомых. К счастью, пиратов интересовал только груз.

Еще до начала грабежа пираты-англичане начали разговоры с земляками, предупреждая: «...вы слышали, как жестоки эти турки... Они тут имеют власть не меньше нас. Капитан Уорд не хочет грабить простых моряков». Чтобы спасти пожитки от свирепых янычаров, не лучше ли отдать их на хранение старым знакомым?
В надежде хоть что-то сохранить, моряки «Чарити» тайком передали им все личные вещи до последней тряпки. Мастер даже отдал свой серебряный свисток, «надеясь, что у этих воров осталась какая-то совесть, ведь они наши земляки.» Своих вещей, конечно, они никогда не увидели. В отличие от груза (который надо продать, уплатить налоги, рассчитаться с инвесторами), личные вещи моряков и пассажиров принадлежали экипажу корсара. Их полагалось сложить у мачты и поделить на месте, но делиться с янычарами люди Уорда не хотели.

Схема работала отлично, пока не случилось событие, которое все сочли вершиной карьеры Уорда. В апреле 1607 он захватил огромное венецианское судно «Реньера и Содерина» (1500т.), груженое хлопком, шелком и индиго. Груз стоил больших денег, но главное - Уорд получил суперкорабль, из которого решил сделать свой флагман. Установили дополнительную орудийную палубу, в бортах прорезали множество пушечных портов. Теперь «Содерина» несла 60 пушек (из них 20 на верхней палубе), и 400 чел. экипажа, в основном мусульман. С такой силой Уорд мог не бояться ничего.

Как оказалось - кроме моря. В первом же плавании в марте 1608 выяснилось, что судно медленное и полно течей - переделка корпуса и вес пушек давали себя знать. То ли испугавшись течей, то ли повздорив с мусульманским экипажем, Уорд перешел на другой корабль. Вскоре налетел шторм, и «Содерина» пошла ко дну вместе со всей командой (спаслось лишь 4 человека). Вообще история темная, но факт налицо: флагман и сотни мусульман погибли, а капитан-христианин остался цел и невредим.

Реакция тунисцев понятна - даже с охраной Уорд не решался ходить по улицам, боясь мести семей погибших. Его суда продолжали работать, но ситуация на берегу стала взрывоопасной. Чтобы страсти улеглись, он на год перебазировался в другие пиратские гнезда - сперва в южную Ирландию, затем в Алжир. А по возвращении в Тунис принял ислам.

В Англии это известие наделало шума. Морской разбой - дело привычное. Уорд был на родине по-своему популярен, как пример простого моряка, добившегося славы и богатства. Но отречься от истинной веры? В 1612 драматург Р.Даборн написал пьесу «Христианин, ставший турком.» В ней Уорд принимает ислам только из-за любви к красавице-мусульманке. Богомерзкие обычаи магометан описаны с шекспировской прямотой (включая обрезание, где Уорду «отрезали обезьяний хвост»). Красавица почему-то говорит, что больше его не любит. Уорд, раскаявшись в содеянном, убивает ее, произносит анти-исламскую речь и умирает в страшных муках.

В реальности Уорд еще долго жил в роскоши в Тунисе, командуя своей флотилией (он умер от чумы в 1622). Его теперь звали Юсуф Рейс. По словам путешественника У.Литгоу, во дворце Уорда прислуживали «пятнадцать обрезанных английских ренегатов». Похоже, его политкорректный вариант пиратства шторма не выдержал, как в той задачке.

Вот что пишет о нем вики на английском.

З/Ы/ Решение задачи из эпиграфа.
 

Пользователи, просматривающие эту тему

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.
Верх